"ФИНАНСОВЫЕ ПИРАМИДЫ" В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ: СТАРЫЙ ПРИНЦИП, НОВЫЕ ПРИБЫЛИДостаточно набрать в строке запроса на любом сервере в Internet
"get rich quick" ("быстро разбогатеть"), и вы получите ссылки на
десятки Web-сайтов, гарантирующих получение больших денег за
короткое время. Между тем, по наблюдениям американских
финансовых органов, в отличие от традиционных "пирамид", эти
сайты крайне редко выплачивают что-то пользователям.Лишь недавно Федеральная комиссия по торговле (FTC, Federal Trade
Commission) и ряд официальных лиц объявили о предусмотренных
законом мерах против 67 Web-сайтов, использовавших такие
пирамидальные схемы. Кроме того, комиссия намерена "прочесать"
World Wide Web, чтобы найти сайты, нелегально предлагающие схемы
"многоуровневого маркетинга".По мнению экспертов, Internet вдохнула новую жизнь в старую схему
мошенничества. Обычно с пользователями связываются по
электронной почте или публикуют Web-страницу с многообещающими
призывами типа следующих: "Если вы вложите свои деньги и
сагитируете других сделать то же самое, то получите огромную
прибыль". Первые несколько человек действительно могут получить
деньги, однако уже двумя-тремя уровнями ниже пирамида
разваливается.В чем же отличие этих пирамид од законных предприятий,
занимающихся многоуровневым маркетингом? В основном в том, что
они занимаются привлечением новых членов, а не продажей
продукции. В одной из таких пирамидальных схем фирма Five Star
Auto Club обещала онлайновым покупателям возможность бесплатно
взять в аренду "автомобиль своей мечты", и получение прибыли от
180 до 80000 дол. Для этого нужно было ежегодно платить членские
взносы, вносить 100 дол. ежемесячно и привлекать новых членов
"автоклуба".Комиссия утверждает, что клюнувшие на это пользователи не
получили ни бесплатной аренды, ни доходов. FTC возбудила дело
против фирмы Five Star Auto Club, и федеральный суд уже
приостановил ее деятельность.В основном идея пирамид состоит в том, чтобы деньгами одних людей
расплачиваться с другими, привлекая тем самым все больше
обманутых и заставляя их раскошелиться. К сожалению, многие
попадаются на эту удочку. Официальные лица предупреждают, что
Internet значительно упрощает подобные мошеннические операции,
позволяет скрыть их или перебазировать, когда кого-то ловят за
руку. Хорошо оформленные Web-сайты могут создавать впечатление
вполне законной деятельности и выглядят более убедительными, чем
реклама в газетах.Еще один способ добраться до потенциальных "лохов" предоставляет
электронная почта, причем подобные схемы еще труднее отследить
соответствующим органам. На Западе можно найти немало специально
издаваемых дисков CD-ROM с адресами электронной почты. Некоторые
из них просто собираются из групп новостей. Электронная почта -
это способ таргетинга, целевой рекламы и доставки информации,
причем она позволяет охватить достаточно большую аудиторию при
минимальных затратах. Как говорят знающие люди, если реклама
слишком хороша, чтобы быть правдой, обычно доверять ей не стоит.Подготовил Дмитрий ОРИЩЕНКО.
Материал собран и подготовлен при технической и информационной
поддержки хакеров компьютерного салона "СаНи". Телефоны для справок
732-148, 776-277.